Владимир Путин, наверное, считает, что лидеры Европы вчера родились. Российский автократ дал четко понять, что применит поставки газа как экономическое оружие следующей зимой. Но европейские политики и главы центральных банков до сих пор говорят о российском энергетическом эмбарго как о гипотетической возможности.
Фактически не существует способа избежать общеевропейской рецессии, пишет Financial Times. Однако она не обязательно должна быть глубокой или долговременной. К тому же это последняя экономическая карта России. Если Европа сделает так, что ее экономика переживет холодный сезон, российский шантаж потерпит неудачу. Москва не сможет объявить победу над Киевом, опираясь на дрожащих от холода жителей Вены, Праги и Берлина.
Без сомнения, европейская экономика уязвима. «Северный поток-1» работает менее чем на 20% мощности, а прочие газопроводы, проходящие через Восточную Европу, под угрозой. Из-за этого некоторые страны столкнулись с угрозой физической нехватки газа зимой. Несмотря на то, что европейские запасы газа больше, чем в прошлом году, согласно данным МВФ, полное российское газовое эмбарго приведет к тому, что в Германии, Италии и Австрии будет на 15% меньше топлива, чем им бы хотелось. Чехия, Словакия и Венгрия столкнутся с недостатком на уровне 40% от нормального уровня потребления. Во всех странах начнут расти цены. Уже сейчас розничная цена газа в Европе составляет около 200 евро за Мегаватт-час. Хотя до февраля эта цена не превышала 25 евро, что в восемь раз меньше.
Когда цены на импортные необходимые ресурсы растут, реальные доходы и способность населения тратить деньги на неважные вещи падает. Рецессию в таких условиях не избежать. Такой мрачный, но реалистический вывод сделал Банк Англии в своем прогнозе. Довольно скоро о такой же перспективе скажут и официальные прогнозы еврозоны. Даже Франция, интенсивно пользующаяся ядерной энергетикой, не сможет избежать проблем. Потому что у ее энергетического сектора есть свои проблемы и он глубоко интегрирован в общую европейскую экономику.
Читайте также: В Германии спорят об отключении АЭС на фоне проблем с поставками газа
Кошмар, которого Европе нужно избежать, когда Путин перекроет кран – это энергетический национализм. Если трансграничная торговля будет ограничена, а промышленность не получит средств для спасения, Путин будет противопоставлять безработицу в одних странах замерзающим в других. Это укрепит его самопровозглашенный статус главного энергетического брокера на континенте, способного поднимать или ослаблять давление на Европу и Украину, нажав несколько кнопок на газопроводных насосных станциях. Но такие мрачные последствия не обязательно неизбежны. Важнейшая защита – это замена.
Уже сейчас Германия заменила большую часть тех объемов газа, которые она импортирует из России, поставками СПГ. Сжиженный газ поставляют в Нидерланды или Британию, откуда закачивают в немецкие газовые хранилища. До декабря Берлин запустит первое из четырех плавучих хранилищ для СПГ, а также станции регазификации, которые правительство взяло в лизинг. Европейская промышленность быстро пытается где возможно заменить газ электричеством и другими видами топлива в производстве. Также компании импортируют полуготовые компоненты из других стран за пределами ЕС, где газа хватает.
В электроэгенерации происходит временная реабилитация угля, несмотря на вред для окружающей среды. А Германия наконец-то начала рассматривать возможности замедлить преждевременное закрытие своих атомных электростанций. Ожидается, что возобновляемая энергетика в Европе также увеличит в этом году производство на 15%, что также сократит зависимость от российского газа.
После замены следует поговорить и о солидарности в Европе. Моделирование МВФ показало, что более интенсивный трансграничный обмен газом может сократить потери в наиболее пострадавших от российского эмбарго странах. Удар по экономикам стран Центральной и Восточной Европы сократится почти вдвое. Если улучшить инфраструктуру между странами, способность перекачивать газ на восток из Западной Европы, имеющей лучший доступ к СПГ, в будущем почти полностью ликвидирует последствия газового эмбарго России.
И, наконец, сами европейцы должны сыграть свою роль. Экономность в течение следующей зимы очень важна. В Японии и на Аляске сработали рекламные кампании, призывающие сократить потребление энергии в условиях дефицита. Этому также поможет значимый рост цен, который пошлет четкий сигнал. Более бедные семьи могут получить единовременные выплаты, которые помогут им справиться с ростом нагрузки. Промышленность не должна взять на себя всю тяжесть путинской энергетической войны.
Читайте также: В России впервые признали, что последствия нефтяного эмбарго будут сокрушительными
Такие политические подходы могут сократить самые плохие эффекты зимой. Прогнозируется, что падение ВВП в Центральной Европе из-за российского эмбарго может составить примерно 6%. Но с помощью вышеперечисленных мер можно сократить удар лишь до трети от этого показателя. А экономика ЕС в целом потеряет всего 1,8%. И это гораздо меньше, чем во время глобального финансового кризиса. Самое важное, что любое падение ВВП в таком случае будет временным. Каждую следующую зиму энергетическая замена будет только улучшаться. Развитые западные экономики снова станут устойчивыми и гибкими, но в этот раз из-за чужой преднамеренной попытки создать хаос.
Related video
Между тем, экономика России испытывает такой удар. Взорванная санкциями и неспособная импортировать необходимые товары, она скоро потеряет свой главный экспортный сектор, которым были поставки ископаемого топлива в Европу. Когда Европа восстановится после зимней рецессии, российская экономика останется истощенной. И виноватой в этом будет сама Москва.
Ваш комментарий будет первым